Экологические и профессиональные факторы влияния
Профилактика тугоухости включает в себя экологические и профессиональные факторы воздействия. В данном случае необходимо:
- Исключить, устранить и снизить шумовые, токсические и вибрационные вредности, использовать общие и персональные средства защиты.
- Не применять в лечебной практике ототоксические лекарственные средства.
- Вовремя распознавать и лечить заболевания инфекционного характера.
- Устранять факторы риска. К таким относятся: курение, спиртные напитки, лишний вес, повышенные показатели АД, снижение содержания холестерина.
- Осуществлять генетические консультации.
Профилактика тугоухости у детей
При обнаружении тугоухости у маленьких пациентов их осмотр должен проводиться такими специалистами, как оториноларинголог, логопед и психоневролог. Это делается для определения необходимости в слухопротезировании, отправки ребенка в специальное учебное заведение.
Важным моментом в работе сурдологопедического диспансера заключается в диспансерном учете. На него берутся все детки, у которых обнаружено снижение слуха. Исключение составляют только те случаи, где тугоухость не вызывает нарушение речи. Регулярно осмотр детей должен проводиться для определения стабильного состояния слуховой функции и для контролирования результативности мероприятий по реабилитации.
Комплекс реабилитационных мер
Реабилитационные мероприятия включают в себя следующий план действий:
- Прием медикаментозных средств;
- Применение специальных логопедических и сурдологических методик развития речи и слуха;
- Рекомендации психоневролога.
Психоневролог обязан установить степень интеллектуального развития ребенка, отклонения его в личностной и эмоциональной сфере с дальнейшей педагогической и медицинской корректировкой.
Специальные учреждения для детей
Огромная роль в профилактике тугоухости отведена работе специальных учреждений для глухих и слабослышащих детей. Прием детей туда осуществляется с 2-3 летнего возраста.
Детям, у которых имеется ослабленный слух, назначают специальные учебные комплексы. Они включают в себя занятия музыкой. Результатом таких занятий становится развитий у детей ощущение ритма, модулированной речи и акустической дифференциации. После они проходят речевые занятия при помощи слуховых аппаратов и усилителей с задействованием в процесс картинок, игрушек.
Вся представленная работа служит в качестве фундамента для дальнейших занятий в специальной школе, где обучаются слабослышащие дети. В этих учреждениях проходят занятия дети, у которых нарушение слуха произошло еще в дошкольном или школьном возрасте, но при этом сохранилась речь.
Нахождение таких детей в специальном упреждении необходимо из-за возникновения в их речи монотонности, неточного и неправильного произношения, неритмичности в результате отсутствия контроля слуха.
Для таких пациентом с откатками слуха крайне важно проводить специальные занятия дл обучения их понятно и внятно говорить, читать по губам. Такие мероприятия избавят их от немоты. Но достичь высоких результатов в данном случае будет сложно, если в этой процесс не будут вовлечены родители.
Хотя заметные достижения в вопросе борьбы с тугоухостью уже заметны, но они далеки от своего разрешения. Большого внимания требуют вопросы по созданию миниатюрных слуховых аппаратов с целью их задействования в слухопротезировании, а особенно у малышей в первые годы жизни.